Какие навыки менеджмента позволят сделать in-house SEO эффективным для бизнеса? Рассказал руководитель отдела SEO-оптимизации СТД «Петрович» Сергей Вирясов на конференции Optimization-2021.
О чем статья?
Для кого эта статья?
Материал подготовлен на основе доклада Сергея Вирясова на конференции Optimization-2021. Приобрести запись выступления Сергея Вирясова на Optimization-2021 можно по ссылке, бесплатно скачать презентацию выступления — здесь.
Любой подрядчик по SEO — фрилансер, внутренний специалист, инхаус-отдел или внешнее агентство — неизбежно должен придерживаться важного правила в работе: погружаться в бизнес клиента. Даже если SEO находится внутри бизнеса, все равно его необходимо фокусировать не только на SEO, но и на бизнес-показателях. Необходимо погружаться в данные, отслеживать, как продвижение отражается на продажах, а не просто делать SEO ради SEO.
Однако практика показывает, что зачастую отдел оптимизаторов просто не работает так, как мог бы. К этому приводит неправильное позиционирование его в компании, недостаточная квалификация самих сотрудников, отсутствие внутренних тренингов. Ниже расскажем, как перестроить работу SEO-отдела на примере СТД «Петрович» и дадим рекомендации для руководителей SEO- подразделений компаний.
Со стороны маркетологов и управленцев встречается недостаточное знание SEO и, в силу этого, недооценка возможностей этого инструмента. Мы провели исследование, которое выявило прямую корреляцию между знаниями маркетологов в SEO и эффективностью его применения для бизнеса. В настоящее время отдача от SEO для продвижения бизнеса и продукта растет.
Почти 90% участвовавших в исследовании маркетологов отметили, что считают знание SEO полезным для маркетолога.
Теперь менеджмент не должен просто полагаться на предложения SEO-специалиста или агентства. Необходимо обладать собственным, высоким уровнем знаний, формулировать цели и приоритеты, уметь делать аналитику, проверять и внедрять рекомендации на уровне бизнес-показателей. Полное исследование можно прочитать здесь.
Поэтому перед перестройкой работы отдела SEO в СТД «Петрович» была проведена аналитика деятельности предыдущей команды на соответствие бизнес-целям компании.
Цель любого интернет-магазина — продажи товаров и повышение прибыли. Поэтому работа предыдущего отдела продвижения — достигнутые позиции в поисковых системах, полученный трафик — оценивали именно с этой точки зрения.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Таким образом, все продажи через Google – а это около 50% всех продаж — приходили через брендовый трафик. Это и объясняло расхождение в данных по запросам и трафику, отмеченное в первом пункте, создавало видимость лидерства в Google. На протяжении многих лет понимания, откуда идет примерно половина продаж, не было».
Кроме того, семантика была собрана некорректно, оценка продвижения проводилась по устаревшим параметрам, без учета бизнес-метрик. Аналитика по категориям, листингам, фильтрам не проводилась. Не была налажена автоматизация работ.
Коммуникации с другими подразделениями по внедрению рекомендаций и согласованию работ не проводились. Сотрудники отдела не участвовали в бизнес-процессах компании. Не посещали общие мероприятия, в том числе ретро (ретроспективы — регулярные встречи, на которых компания обсуждает рабочие процессы и проводит изменения) и PBR (Product Backlog Refinement — встречи для уточнения и упорядочения невыполненных работ).
Фактически внутреннее SEO-подразделение не было интегрировано в бизнес и выполняло обслуживающие функции для отдела закупок.
Разберем, как были исправлены некоторые из выявленных проблем. Сфокусировались на трех основных:
Работа по этим направлениям была проведена в первую очередь, так как они мешали эффективности и развитию подразделения. Вот здесь мы рассказали, как бизнес-ориентированный подход помог повысить конверсию по коммерческим запросам для клиента в e-commerce
Перед новым руководителем стояла задача вместе с командой сформировать план задач на 2 квартал 2021 года. Для этого нужно было изучить задачи, которые делала предыдущая SEO-команда, оценить текущий объем поставленных задач, разбить их по типам, важности, связи с SEO.
Выяснили, что в плане стояла 41 задача на квартал (12 недель). Данное количество не выглядело реальным для выполнения, так как в неделю команда могла выполнять 1-2 задачи. В плане на 2 квартал 2021 года были задачи из 2017 года, что вызывало недоумение. По типам распределили задачи на важные, срочные, критические, баги, рекомендации по юзабилити. Выяснилось, что часть задач вообще не относится к поисковому продвижению (например, написать программный код).
Что мы сделали с этим?
SEO-отдел жил своей собственной жизнью, не взаимодействуя с другими подразделениями. Оптимизаторы ставили задачи другим отделам, никак не коммуницировали с коллегами, не контролировали выполнение задач. Во встречах, собраниях и других процессах компании SEО-отдел участия не принимал. Подразделение более-менее взаимодействовало только с отделом закупок, по сути обслуживая его запросы.МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Современное инхаус-SЕО строится на взаимодействии с отделами контента, закупок, разработки, 1С-реализации. Без этого невозможно построить продвижение, потому что есть риск упустить важную коммерческую информацию. Например, если отдел закупок не полностью заполнит карточки товаров в 1С, то из-за нехватки описаний и других элементов сильно пострадает поисковое продвижение».
Следовало убедить другие подразделения в необходимости взаимодействия с SEO при построении работы.
Что мы сделали с этим?
Нужно оценивать работу по продвижению с точки зрения соответствия целям бизнеса. В противном случае выбирается неверная стратегия SEO и делаются нереальные выводы об эффективности.
Что мы сделали с этим?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Таким образом, кейс дает ответ на частый вопрос: разумно ли интернет-магазину инвестировать во внутреннее SEO, когда можно получить и трафик, и продажи с маркетплейсов. Статистика СТД «Петрович» показала, что интернет-магазину следует вести поисковое продвижение, так как доля SEO в продажах достаточно велика».
Результаты продвижения лидеров отражает отраслевой рейтинг в тематике e-commerce, который можно посмотреть здесь по всем поисковым системам, или Яндекс и Google по отдельности.Проверь своего подрядчикаЕсли ваш сайт продвигается SEO-компанией, но продвижение не дает ожидаемых результатов, мы предлагаем провести аудит текущего поискового продвижения. Наша экспертиза поможет выявить существующие проблемы.Оставить заявку
Что в работе SEO-отдела говорит о его недостаточной эффективности? Дадим некоторые рекомендации для руководителей по маркетингу и специалистов по оптимизации, которые помогут отрегулировать работу инхаус отдела SEO.
Директору по маркетингу интернет-магазина полезно обращать внимание на следующие требования к отделу SEO:
Руководитель SEO-отдела интернет-магазина должен обратить внимание на следующие аспекты менеджмента:
Сотрудник внутреннего подразделения SEO интернет-магазина должен обращать внимание на следующие условия, которые препятствуют комфортной и эффективной работе:
Инхаус и внешний подрядчик отличаются между собой инструментами и способами достижения целей.
Агентства зачастую больше сосредоточены на семантике, техническом аудите и трафике. Делать больше, вникать в бизнес им либо не хватает компетенции, либо компания не пускает в свои внутренние процессы, не передает данные.
Инхаус имеет все возможности входить в процессы компании и работать именно на повышение продаж. Для них получение прибыли может являться KPI, так как, в отличие от агентства, они могут ставить задачи всем внутренним структурам компании. Проблема в том, что сотрудники инхаус-подразделения не всегда мотивированы работать именно так.
На рынке SEO все же есть агентства, которые не только работают над качеством и количеством применяемых инструментов маркетинга, но погружаются в проект клиента, строят продвижение с учетом целей бизнеса и особенностей его продукта.. Вот здесь можно прочитать о том, как совместить цели бизнеса и подрядчика.
Таким образом, не столь важно, внутреннее подразделение у вас занимается продвижением или агентство — главное, чтобы продвижение было нацелено на продажи. В ряде случаев эффективно сотрудничество инхаус-команды и агентства, особенно на этапах поиска точек роста и активного развития.