Рынок Юго-Восточной Азии – весьма перспективная и при это слабо освоенная российскими оптимизаторами отрасль. Рассказываем, чем она интересна с профессиональной точки зрения, с чего начать продвижение и как развиваться.
Для кого статья:
Изменения интернет-ландшафта, произошедшие в этом году, стимулируют специалистов по поисковому маркетингу обратить внимание на новые, еще не традиционные для нашей страны рынки. В частности, на Юго-Восточную Азию (ЮВА). Этот регион в настоящее время активно развивается, в том числе в направлении цифровизации и проникновения интернета. При этом конкуренция в поисковом продвижении там пока невысока. Как заходить в digital стран ЮВА, как строить работу и какие особенности учитывать, на конференции Optimization-2022 рассказал Михаил Шакин, автор shakin.ru.
К странам ЮВА относят 11 государств: Индонезия, Филиппины, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Бахрейн, Восточный Тимор. Вопреки распространенным стереотипам, это густонаселенный регион. Например, Индонезия – экономический лидер ЮВА – является четвертой страной мира по населению, уступая только Китаю, Индии и США. Другие страны по этому показателю опережают европейские страны, то есть рынок по потенциальной аудитории огромен.
Что надо учитывать, начиная работать в регионе?
Если вы планируете заниматься продвижением и нанимать персонал в ЮВА, то на старте вам нужны следующие сотрудники:
Обратите внимание на вилку зарплат специалистов по направлениям. Ниже данные исследования филиппинского сервиса фриланса.
Как видите, специалист на полный рабочий день 40 часов в неделю стоит здесь в разы дешевле, чем в США. Это соответствует официальный данным, согласно которым прожиточный минимум на семью в Маниле (столице Филиппин) составляет 2049 долларов США.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Особенность Филиппин в том, что это бывшая колония США в Юго-Восточной Азии, и поэтому филиппинцы въезжают в США по упрощенной процедуре. Молодые люди едут в Америку учиться в колледжах, получают хорошее знание американского английского и могут, например, писать такой же контент, как сами американцы, при стоимости в несколько раз дешевле. И они реально более старательны в работе, хотя этот параметр и нельзя измерить, но работать с ними очень приятно».
Нанимая команду, учитывайте местные особенности. Например, на Филиппинах законодательно закреплена тринадцатая зарплата под Новый год. Если иностранный бизнесмен отказывается ее выплачивать, это считается оскорблением, работать на него хорошо не будут.
Расскажем об особенностях найма.
Тут в начале работы возникают два основных вопроса.
Универсального рецепта нет. Надо смотреть, какие доменные зоны преобладают в поисковой выдаче в целевой стране по конкретной тематике. Например, если мы ищем школу серфинга на Бали, тут будут преобладать домены в международной зоне .com.
При поиске магазина модной одежды в Таиланде на странице выдачи присутствуют и международные, и национальные домены.
А в Сингапуре в поиске такого же магазина чаще встречаются региональные сингапурские домены.
Рекомендуется зарегистрировать международный домен для английской версии сайта. А версию на языке страны продвижения делайте на домене в национальной доменной зоне. Два сайта необходимы, потому что часть аудитории в Юго-Восточной Азии активно ищут информацию на английском. Ниже показаны региональные доменные зоны.
Кроме того, в каждой стране ЮВА есть свои особенности. Например, в Камбодже и в Таиланде коммерческим организациям можно зарегистрировать один тип домена (.com.kh и co.th соответственно), а для физических лиц предусмотрена домены другого типа (per.kh и in.th). Также обратите внимание, что в связи с переименованием Тимора из Португальского в Восточный, домены в зоне .tp не используются.
Базовые приемы продвижения сайтов не отличаются от привычных по Европе и России. Среди них:
Разумеется, есть некоторые отличия. Успешно продвигая несколько проектов в странах ЮВА, можно сделать следующие выводы.
Продвижение в Google без ссылок невозможно. Но в этом регионе не нужно покупать их тысячами – обычно достаточно несколько десятков или нескольких сотен ссылок. Причем делайте акцент на качество ссылок, потому что в итоге это окупается быстрее и дает больший эффект.
Логично, что если на проект во Вьетнаме ссылаются вьетнамские организации, сайты, СМИ, каталоги компаний, то это повышает положение в региональном ранжирования. Очень эффективно попадание на первые позиции в местном блоке Google Карт.
Читайте по теме: «Как добавить организацию на карты Google: схема действий»
Здесь также нет принципиальных отличий от линкбилдинга на привычных рынках.
Аутрич (outreach) – получение внешних ссылок в результате переписки и прочего прямого взаимодействия с владельцами других сайтов в тематике. Например, если вы продвигаете сайт по туризму, то договаривайтесь о размещении ссылок с вебмастерами других туристических ресурсов целевого региона.
Дроп-домены – адреса, которые некоторое время принадлежали разным организациям, на них были сайты, но затем их забыли продлить или они перестали быть нужны. Такие домены либо оказываются в свободном доступе для регистрации либо их можно купить через аукционы. На дроп-доменах размещать как основные проекты, так и сателлиты. Например, для продвижения главного сайта используете три-пять дополнительных, на которых время от времени размещаете статьи со ссылкой на основной проект.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Использование дополнительных дроп-доменов для размещения ссылок на проект дает вам полный контроль над продвижением, повышает вес продвигаемого сайта. Также вы сможете при правильном подходе экономить, например, на аутриче. Когда у вас уже есть три-пять своих сайтов, можно частично сократить затраты на другие методы продвижения, конечно, не отменяя их полностью».
Крауд-маркетинг – привлечение внимания целевой аудитории в местах ее общения. В странах ЮВА хорошо работает размещение сообщений на форумах. Этот формат взаимодействия между пользователями довольно популярен, например, в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах. Учитывайте, что крауд-маркетинг дает хороший эффект только в сочетании с другими методами продвижения.
Региональное продвижение (Local SEO) – продвижение c локальной привязкой. Для него используют местные каталоги компаний и пресс-релизов, локальные справочники, СМИ и так далее. Это отлично работает для продвижения в регионах
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Частый вопрос: где покупать ссылки в Юго-Восточной Азии? Я обычно использую ресурсы Blackhatworld.com и Upwork.com. Blackhatworld.com – форум, где нужно создать тему в соответствующем разделе, например, нужны ссылки из такой-то страны, в такой–то тематике, указать свои контакты, и специалисты сами откликнутся. На Upwork.com можно задать нужную опцию, например, backlinks, указать локацию, и вы сразу увидите предложения специалистов, в том числе на почасовую работу, если у вас сейчас нет объема на полный рабочий день».
Можете использовать качественные статьи, ранее подготовленные для русскоязычных или любых других сайтов. Пропускаете текст через Google Переводчик или Deepl.com. К сожалению, в последнем на данный момент из языков ЮВА есть только индонезийский, но переводит он более качественно.
Затем перевод должен проверить удаленный помощник в той стране, с которой вы работаете. Если у вас нет возможности нанять такого сотрудника на полный рабочий день, просто закажите услугу вычитки текста (proof read) у фрилансеров. Такие переводы считаются поисковой системой Google уникальными и не пессимизируются.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Если вы не очень хорошо владеете английским, обратите внимание на Вьетнам. Там многие специалисты, которые занимаются продвижением сайтов и копирайтингом, бегло говорят по-русски, и проблема коммуникации будет решена».