Исследование GfK: доходы россиян падают

Исследовательская компания GfK Россия (российское подразделение международной исследовательской группы GfK) опубликовала новые результаты исследования потребительского поведения и социальных настроений россиян в 2009 году. Согласно этим данным, половина опрошенных россиян заявили об ухудшении своего материального положения, а более трети ожидают ухудшения в будущем.

Начиная с 1998 года GfK Россия проводит мониторинг потребительского поведения и социальных настроений россиян, однако в связи с изменившейся к осени 2008 года экономической и социальной ситуацией, круг затрагиваемых вопросов был расширен, чтобы проследить тенденции развития экономического кризиса и его влияние на потребительские настроения. Исследования выходят в серии «Кризисный мониторинг ГфК-Русь». В их основе — всероссийский репрезентативный опрос населения в 160 городских и сельских населенных пунктах. Объем выборки составляет 2200 респондентов. Выборка — многоступенчатая, стратифицированная, со случайным отбором респондентов в точках опроса. Ошибка выборки составляет 2,4%. Последняя волна кризисного мониторинга проведена в апреле 2009 года. Результаты предыдущего мониторинга см. здесь.

Согласно новому отчету, в начале 2009 году среднедушевой доход в России снизился на 6%, и как следствие, снизились затраты россиян на продукты питания, одежду, обувь и товары длительного пользования. Половина (50%) респондентов заявили об ухудшении своего материального положения за последние 12 месяцев, а 36% россиян ожидают ухудшения в будущем.


Доходы и расходы россиян

Начиная с 2000 года, ежемесячный доход на душу населения в России неуклонно рос. По данным исследования ГфК, с послекризисного 1999 года реальный среднедушевой доход вырос в 6,8 раз, а номинальный, то есть без учета инфляции — в 13,4 раза, составив в январе-ноябре 2008 года 16100 руб. Если к концу 2008 года финансовый, а вслед за ним и общеэкономический кризис еще не отразился существенно на доходах населения, то уже в январе-феврале 2009 года среднедушевой доход снизился более чем на 6% и составил 15100 рублей в номинальном выражении.


Ежемесячный доход на душу населения в России в 1998-2008 годах

Примечание: данные приведены в сопоставимых ценах 2001 года.

Снижение доходов оказывает непосредственное влияние на потребительское поведение россиян. Так, структура расходов населения, по сравнению с докризисным маем 2008 года, претерпела некоторые изменения, которые коснулись расходов на питание (упали на 1 процентный пункт), одежду, обувь, товары длительного пользования (падение на 3 п.п.), оплату жилья и коммунальных услуг (рост на 2 п.п.), а также расходов на образование, здоровье и страхование (рост 3 п.п.). Таким образом, с учетом падения среднедушевых доходов можно говорить о том, что в денежном выражении снизились затраты россиян по таким статьям, как продукты питания, одежда, обувь и товары длительного пользования.


Структура основных доходов россиян


Потребительские настроения

На протяжении 2000-х годов потребительские настроения россиян неуклонно улучшались. Если в 2001 году 18% россиян отмечали, что их материальное положение за последние 12 месяцев улучшилось, а 31% — ухудшилось, то в мае 2008 года уже 26% заявляли об улучшении, а 21% — об ухудшении. Ситуация резко изменилась в декабре 2008 года. Доля респондентов, заявлявших, что их материальное положение улучшилось, упав в два раза до 13% в декабре 2008 года, к марту 2009 года снизилась еще вдвое — до 6%. Как ухудшившееся свое состояние оценили 29% респондентов в декабре 2008 года, а в марте 2009 года об этом заявили уже половина опрошенных — 50%. Таким образом, по оценке своего материального положения за несколько месяцев кризиса россияне вернулись в 2000-2001 год.

Рассчитываемый на основе данного вопроса «Индекс текущего личного материального положения», пребывавший с 2005 по май 2008 года в области положительных настроений (значение индекса более 100 пунктов), к декабрю 2008 года ушел в область негативных настроений, упав до 84 пунктов, а к марту 2009 — до 56, то есть почти в два раза менее чем за год.

Изменились и ожидания россиян от будущего. Если с 2001 по 2007 год постоянно росли позитивные ожидания изменения своего материального положения, в мае 2008 года этот рост приостановился, а в декабре 2008 года и вовсе произошел обвал надежд, хотя надо отметить, что в марте 2009 ситуация осталась практически на том же уровне. В 2001 году 20% россиян ожидали улучшения своего материального положения, в 2007 году — 28%, в мае 2008 — 27%, в декабре 2008 года — 11%, а в марте 2009 года — только 9%. Соответственно, ухудшения своего материального положения в будущем ожидали в 2001 года — 17%, в 2007 году — 11%, в мае 2008 года — 14%, декабре 2008 года — 33%, а в марте 2009 года — уже 36%.


Социальные и потребительские настроения россиян

Примечание: рассматривается изменение материального положения в будущем.

Почти половина населения (51%) в России полагают, что в ближайшие 12 месяцев экономические условия в стране будут неблагоприятными, по сравнению с декабрем 2008 года их доля выросла на 11%, а в сравнении с маем 2008 года — на 38%.

Не видя в ближайшем будущем благоприятных перспектив к улучшению своего материального благосостояния, россияне меняют потребительские предпочтения и пересматривают отношение к тратам. В период с 2001 по 2005 год резко выросла (с 16% до 38% соответственно) доля тех, кто считал, что на момент опроса время для совершения крупных покупок сейчас хорошее. В 2007 году этот показатель немного снизился (до 36%), в мае 2008 года он составлял 32%, в декабре 2008 года опустился до 20%, а в марте 2009 года рухнул до всего лишь 12%.

По данным опросов, в первую очередь россияне хотят экономить на покупке одежды, обуви, аксессуаров (20%), 13% — на косметике и парфюмерии, на товарах для дома/дачи — 12% опрошенных. 11% готовы сократить расходы на развлечения и на ремонт в квартире (или постройке дома/дачи за городом), 10% — на покупку бытовой техники, электроники и средств связи. При этом стоит отметить добросовестность россиян в отношении выплат по кредитам, поскольку, согласно исследованиям, экономить на этой статье расходов желают только около 1% опрошенных.


Статьи расходов для экономии в первую очередь

  1. Одежда, обувь, аксессуары — 20%
  2. Косметика и парфюмерия — 13%
  3. Мебель и товары для дома/дачи — 12%
  4. Подарки родственникам и знакомым — 12%
  5. Ремонт в квартире или строительство дома/дачи за городом — 12%
  6. Развлечения (кино, театр, спортивные мероприятия и так далее) — 11%
  7. Бытовая техника, электроника, средства связи (в том числе мобильные телефоны) — 10%
  8. Расходы на мобильную связь и Интернет — 9%
  9. Расходы на хобби — 9%
  10. Книги, журналы, газеты — 8%
  11. Ювелирные украшения и часы — 8%
  12. Путешествия (в отпуск и на каникулах) — 8%
  13. Посещения баров и ресторанов — 8%
  14. Посещения салонов красоты — 6%
  15. Продукты питания и товары повседневного спроса — 5%
  16. Спортивные товары — 5%
  17. Вложение денег в банк (депозиты, срочный вклад) — 4%
  18. Товары для детей, игрушки и детские игры — 4%
  19. Расходы на содержание домашних животных — 4%
  20. Транспортные расходы (бензин) — 4%
  21. Лекарства, оптика и медицинское обслуживание — 3%
  22. Покупка автомобиля — 3%
  23. Покупка недвижимости — 3%
  24. Расходы на оплату коммунальных услуг — 3%
  25. Расходы на занятие спортом — 2%
  26. Расходы на ремонт и обслуживание автомобиля — 2%
  27. Страхование (личное, имущества, автомобиля, медицинское и так далее) — 2%
  28. Образование и обучение — 2%
  29. Выплаты по кредитам — 1%

Рассчитываемый на основе данного вопроса «Индекс целесообразности приобретения крупных покупок» с 2005 по май 2008 года находился в области позитивных настроений (119-119-115 пунктов соответственно), а затем упал до 89 пунктов в декабре 2008 года и продолжил свое падение в марте 2009 года — 70 пунктов. Вероятно, следует ожидать дальнейшего снижения покупок бытовой техники, автомобилей и по другим крупным статьям расходов семейного бюджета россиян, считают авторы исследования.

К оценке удачного момента для сбережений россияне на протяжении всего периода исследования относились достаточно осторожно. С 2001 по май 2008 года только 15%-16% респондентов отмечали, что сейчас хорошее время, чтобы делать сбережения. В декабре 2008 года доля россиян, которые так считали, упала до 11%, а в марте 2009 г. составила 6%. При этом неуклонно росла доля тех, кто полагал, что время для сбережений сейчас плохое, и в марте 2009 достигла максимального за все годы значения — 52%.

По материалам: www.gtmarket.ru

   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.