Оцифрованное достояние. Мы знаем, сколько мы храним, но не знаем, что мы храним

К 2015 году в России должна быть создана общая музейная информационно-поисковая система «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации». Производители оцифровывающей аппаратуры участвуют в конкурсах, министерство культуры ищет деньги, а музеи подсчитывают, сколько нужно создать временных рабочих мест, чтобы успеть оцифровать весь фонд.

Российские музеи насчитывают 83 млн единиц хранения. Такие цифры назвала комиссия по комплексной проверке российских музеев на предмет целостности коллекций, созданная после скандальной кражи в Эрмитаже в 2006 году. Окончательные итоги комиссия должна будет подвести в феврале 2010 года, но объём потерь можно оценить даже по предварительным данным. Страна обеднела на 86 700 экспонатов. Не все, конечно, украдены, какие-то разрушились из-за ненадлежащего хранения, но не были списаны в установленном порядке, какие-то переданы другим музеям и неверно учтены.

 

Подавляющее большинство когда-либо написанных книг доступны разве что самым упрямым исследователям, посещающим лучшие научные библиотеки. Книги, написанные после 1923 года, почти моментально исчезают в настоящей чёрной дыре. За редким исключением, их можно купить лишь в течение нескольких лет после выхода в свет. После этого их можно найти только в библиотеках, которых становится всё меньше, и букинистических магазинах. С годами контракты теряются и забываются, авторы и издатели исчезают, а связаться с правообладателями оказывается невозможным.

После скандала в Эрмитаже всерьёз заговорили и о едином цифровом каталоге всех музеев. Сейчас уже никто и не вспомнит, кто именно сказал эту фразу, но она стала крылатой: «Мы знаем, сколько мы храним, но не знаем, что мы храним».

На данный момент у простого пользователя интернета возможностей не так уж и много. Из крупных музеев это цифровая коллекция Эрмитажа, интерактивная экскурсия по Московскому Кремлю и две коллекции Пушкинского музея — «Русская гравюра XVIII — первой половины XIX столетия» и «Британская гравюра XVIII—XIX веков».

Конечно, у многих музеев есть свой сайт, но зачастую там представлены фотографии небольшого размера. Они дают лишь общее представление о произведении искусства. К тому же речь идёт не только о возможности ознакомиться с некоторыми предметами, которые будут представлены на ближайшей выставке, а обо всей коллекции. Ведь многие произведения искусства никогда не выставлялись из-за невозможности создать правильные условия размещения и хранения в рамках экспозиции.

Работа для министерства культуры и музеев предстоит большая — создать к 2015 году общую музейную информационно-поисковую систему «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации».

На основании закона № 54-ФЗ, а также положений «О Музейном фонде Российской Федерации» и «О Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» необходимо:

— создание единого перечня предметов, находящихся в государственной части Музейного фонда РФ; учёт предметов и коллекций, находящихся в его негосударственной части;

— обеспечение полной идентификации этих предметов и коллекций;

— регистрация всех сделок, производимых с музейными предметами, входящими в негосударственную часть Музейного фонда РФ, таких как продажа и приобретение, дарение, обмен, передача во временное или бессрочное владение или пользование;

— контроль сохранности музейных предметов, фиксации утрат и разрушений музейных предметов и музейных коллекций;

— обеспечение общего доступа к сведениям о музейных предметах и музейных коллекциях.

Об этом и шла речь на научно-практическом семинаре «Создание цифровых музейных фондов», организованном российской корпорацией «ЭЛАР» («Электронный архив») при поддержке ММСИ (Московского музея современного искусства).

Ведь оцифровать всё наследие государства не значит просто сфотографировать, нужна специальная аппаратура. Заведующий отделом информационной поддержки выставочной деятельности и постоянной экспозиции Государственного исторического музея К.А. Мееров рассказал собравшимся, как музей оказался в сложной ситуации, собираясь на выставку в Италию. По новым таможенным правилам экспонат должен быть оцифрован в том виде, в котором вывозится, а все экспонаты были в блестящих рамах и под стеклом. Задача, с которой ни один самый дорогой фотоаппарат не справится просто потому, что стекло отсвечивает.

Сложно оценить имеющийся рынок особой сканирующей аппаратуры — каждый производитель хвалит только себя. Но надо отдать должное организаторам семинара — представленный музейным работникам и журналистам новый сканер «ЭЛАР Пауэрскан 2А0» поражает воображение. Возможность сканировать разные по форме и объёму предметы, не нанося никакого вреда, — главное в сканировании музейных экспонатов. В сканере используется специальный холодный свет, без инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Разрешение от 300 до 600 dpi, а размер одного файла достигает 1 Гб, при этом скорость сканирования — 1,5—2 минуты.

Время имеет значение. За рабочую смену оцифровать можно от 100 до 200 предметов в зависимости от их объёма и необходимости создать особые условия. Небольшая картина или предмет сканируется за несколько минут, а вот архивная книга в 500 страниц или полотно 12х6 метров — гораздо дольше. Даже если взять среднее число отсканированных в день экспонатов и умножить на количество дней в году (без учёта выходных и праздников), мы получим около 55 тыс. отсканированных предметов в год. А, например, в одном Эрмитаже хранится более 1,2 млн экспонатов. Кроме того, нужно не просто оцифровать, но и каталогизировать, создать удобный поиск. Успеют ли музеи до 2015 года, даже если создадут тысячи временных рабочих мест?

Кроме вопроса о скорости и качестве, интересовала и затратная часть проекта общегосударственной оцифровки. Для создания виртуальных коллекций Пушкинского музея были привлечены зарубежные спонсоры, например, JTI International. Значит, грантов и дотаций не хватает, а ведь, по словам заместителя директора ГМИИ им. Пушкина Михаила Гурвича, это лишь небольшая часть всего фонда, который насчитывает 670 тыс. произведений.

«Сегодня музеи самостоятельно занимаются оцифровкой музейных коллекций, — рассказала руководитель департамента по работе с музеями компании «ЭЛАР» Людмила Морозкина. — Стандартная схема получения финансирования — подать заявку на участие в ФЦП «Культура России». Если министерство культуры удовлетворяет заявку, то далее следует объявление конкурса, и исполнителем работ будет, естественно, победитель конкурса. Заказчик, соответственно, министерство культуры. Стоимость проекта зависит от объёмов работ. За финальный продукт ответственность несёт исполнитель».

И всё же конкуренция на рынке есть: ЭЛАР, «Эпос», оцифровывающий Пушкинский музей, иностранные компании с большим опытом работы. У всех уникальная аппаратура, разработанные технологии не только сканирования, но и хранения, и каталогизации. Что при выборе играет большую роль — скорость, качество или стоимость, — каждый музей решает сам. Коллекции все разные, как по объёму, так и по сложности.

 

Триумф авторского права подоспел как раз в то время, когда на повестке дня стоит другая проблема — создание юридических правил для свободного распространения контента, выросшего из глобализации культуры и распространения интернета. В рамках нынешнего российского законодательства, к сожалению, юридически некорректны все попытки легализации свободного обмена результатами творчества и изобретательства. Мы уже защитили интеллектуальную собственность. Может быть, пора защитить интеллектуальную свободу, поддержать на государственном уровне Creative Commons и озаботиться защитой общественного достояния?

Меня же волновал ещё один вопрос, который был вскользь озвучен на семинаре: действительно ли будет открытый доступ для простого человека? В перерыве между докладами я общалась с представителями музеев, но чёткого ответа так и не получила. Электронный гид, мультимедиа — заметная статья дохода для музея, и упускать такое использование цифрового каталога никто не собирается. С другой стороны, государственный каталог, как и любой государственный музей, должен быть открытым.

Идея оцифровать достояние страны не просто хорошая, а неизбежная. Сделать же национальный каталог музейных сокровищ открытым и доступным для любого человека — дело чести государства. Судя по всему, его разработчики озадачены пока другим — собственно оцифровкой. Надеюсь, к 2015 году министерство культуры не забудет, что цифровой архив культуры бесполезен для страны, если не стал её общественным достоянием.

Подготовлено по материалам www.chaskor.ru.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.