Защита от плагиата

Если вы, уважаемый, начали читать эту статью, значит, с проблемой плагиата знакомы не понаслышке, и, возможно, сталкивались с ней лично с той или иной стороны. И, значит, знаете, что достаточно часто некие недобросовестные люди безо всякого спроса заимствуют тексты, написанные другими людьми, и бессовестно используют их в собственных целях.

«...Вьётся по ветру Веселый Роджер...»

Если в до-Интернетовскую, «бумажную» эпоху это было хоть сколько-то затруднительно и сдерживалось необходимостью переписать или перепечатать уворованный текст, то с появлением электронных документов исчезло и это ограничение - теперь присвоить чужой текст так же просто как нажать CTRL+C и CTRL+V.

Исчезло и еще одно ограничение: если в мире реальном первичность и вторичность «бумажных» текстов можно определить по дате их публикации (вероятнее всего, первичный текст публикуется раньше его ворованной копии), то в виртуальном мире доказательно определить реальную дату публикации почти невозможно.

При этом по мере развития Интернет (и, хотелось бы верить, по мере развития поисковых машин) в нем все больше начинают цениться качественные тексты. И если все честные способы получения таких текстов подразумевают затраты (истребовать текст с владельца представленного на сайте бизнеса, написать самому, заказать стороннему автору), то «пиратский» путь не требует практически никаких затрат. Ведь в первых  строках Яндекс-поиска по нужному запросу всегда найдутся сайты, тексты на которых достаточно информативны и объемны, написаны грамотным языком и заданному запросу отвечают - бери и копируй. В пользу такого решения говорит еще и логика «чтоб стать лидером, делай как лидер». То есть конкуренты начинают копировать и действия лидера, ... и его же тексты.

Поэтому сайты, находящиеся на первых позициях поиска, частенько служат источниками контента для своих конкурентов - причем контента добротного и гарантировано  «нравящегося» поисковикам. И несколько лет назад, выясняя причины проседания сайтов  в результатах поиска, мы с коллегами часто обнаруживали, что их тексты - уникальные и  написанные совсем  недавно - уже появились на других сайтах. Можно было предположить, что поисковики ранжируют сайты в числе прочего и по свежести информации и преимущество получает не исходный текст, а его самая свежая - только что уворованная - копия. (Экспериментально этот факт не проверял, но вот недавно прошла плагиат-атака на наш корпоративный сайт, в результате которой он съехал с 3 места на 7.) Так что плагиат может нанести сайту-источнику ущерб еще и таким образом. Да и в любом случае обидно видеть свой текст на постороннем сайте - как же так, я творил или автору платил, а этот, такой-сякой, попользовался бесплатно!..

Так что нашему литературному бюро довольно часто приходят заказы «переписать текст так, чтобы он снова стал уникальным» причем, бывает, по несколько раз переписываем один и тот же текст для одного и того же сайта. И что можно противопоставить «литературным пиратам», как защитить свой текст от плагиата?

Я не буду рассматривать в этой статье борьбу с плагиатом юридическим путем хотя бы потому, что она подразумевает плагиат как факт уже свершившийся, причем свершившийся достаточно давно. И, учитывая динамичность Интернета, понятно, что пока в нем восторжествует юстиция, погибнет оптимизация. Ведь даже в кино силовые подразделения обычно появляются там, где должны находиться с самого начала фильма, только после того как Стивен Сигал уже спас весь авианосец, а товарищ Сухов уже перебил всю банду Абдуллы. Разумеется, есть примеры удачного и довольно оперативного решения вопросов авторского права в Сети - например, авторы фотобанка Лори такие проблемы решают уже не впервые и накопили приличный юридический опыт. Как я слышал, Лори защищает своих авторов даже «на опережение». Генеральный директор Лори говорит, что «умный знает, как проблему решить, а мудрый - как ее избежать». Давайте побудем мудрыми!

«...Свистать наверх команду! Канониры, приготовиться к контратаке!..»

Представим себя на месте «пирата» и сформулируем его цель: он хочет получить для своего сайта добротный текст с наименьшими усилиями. Логичное решение: уворовать текст у лидера по нужному запросу. Значит, чтобы «пират» отказался копировать мой текст, нужно сделать так, чтобы текст либо не подходил для его сайта, либо его копирование для публикации требовали значительных усилий.

Затруднить копирование можно по-разному. Верстальщики предлагают защитить текст, наложив поверх него прозрачный слой. Программисты предлагают отключить на странице функцию копирования. Или конвертировать обычный текст в ASCII коды, после чего он читается в браузере, но при копировании получается тот же нечитаемый код. Или как-то совсем хитро выводить текст скриптом, после чего текст хоть и читается, но не копируется вообще (закрытый проект Копирайтер на сайте Антона Серго).

И во всех этих способах есть определенный смысл! Привыкнув копировать абсолютно беспрепятственно и вдруг встретив даже небольшое затруднение, «пират» вполне может пойти на поиски более легкой добычи, благо ее в Сети много.

С другой стороны все эти способы имеют изъяны. Ну, например, вывод текста внутри скрипта делает его недоступным для индексации поисковыми роботами, что для seo-оптимизации неприемлемо. Неизвестно насколько «понравятся» поисковым роботам ASCII-буквы в коде HTML да и сложно такой текст редактировать самому. Закрывать текст прозрачным слоем тоже непросто: надо точно рассчитать размеры слоя для разных размеров окна браузера. А самое главное, все эти способы совершенно не защищают от элементарного копирования текста с экрана монитора клавишей PrintScreen и его последующего распознавания с помощью FineReader или другой аналогичной программы. Тут уж «что на экране - то и в кармане», особенно если «пират» поставил свое дело на поток и имеет под рукой все необходимые инструменты, добыть которые несложно. Поэтому хорошо бы ввести защиту в сам текст. Как именно?

Опять же вспомним цель  «пирата»: получить для своего сайта добротный текст с наименьшими усилиями. Значит, давайте сделаем так, чтобы наш текст для «пиратского» сайта не подошел по содержанию. Предположим, мы московская фирма и продаем натяжные потолки. И на нашем сайте подробнейше описываются эти потолки во всей их красе. А «пират» ведет сайт наших конкурентов, которые тоже расположены в Москве, продают те же самые натяжные потолки и принципиальных отличий между фирмами нет. Что же ему может не подойти в нашем тексте? Очень просто - ему не подойдет упоминание всего того, что является индивидуальным, уникальным именно для нашей фирмы и никак не относится к его компании. То есть название фирмы, ее адрес (название улицы), описание проезда, доменное имя нашего сайта, конкретные товары и услуги, которые есть у нас, но не у конкурентов, описания офиса, магазина, возможно, имена и фамилии давно работающих сотрудников и т.д. И, если ввести в текст такую информацию, то ее «пират» должен будет из текста вычистить или заменить - не будет же он на своем сайте рекламировать конкурента? Ему придется переписывать адрес и описание проезда, менять описание нашей модели потолка на описание своей модели и так далее. То есть использование именно нашего текста потребует от него дополнительных усилий - по этой причине он вполне может отказаться от копирования текста именно у нас.

Или - если ему очень уж понравился именно наш текст - он должен будет переписать в нем, по крайней мере, некоторые фрагменты, которые относятся только к нашей фирме, но никак не к конкурентам. А после этого окончательный текст будет уже меньше похож на текст исходный. Кстати, и «пират», переписывая, станет больше похож на честного человека, а там, может, и понравится ему, привыкнет - хоть это и не наша задача, но тоже дело полезное.

Как организовать текст, чтобы таких фрагментов было больше? Понятно, что в электронном тексте замена одного названия - названия фирмы, улицы, модели - на другое выполняется легко, хотя уже создает некоторое затруднение. Чтобы еще более затруднить замену, такие «индивидуальные» фрагменты должны быть обширнее (до разумного), ссылаться друг на друга: «...наш центральный офис на Профсоюзной (см. ниже наш адрес)...». Для этой же цели - затруднить замену - полезно вводить «индивидуальные» слова и словосочетания в разных падежах. В большинстве русских слов при этом изменяются окончания, а значит «пирату», чтобы получить корректный текст, потребуется после замены внимательно вычитывать весь текст и все эти окончания исправлять.

«..Повторяйте, флибустьеры, этой песенки куплет...»

А вот более изощренный способ: введите в текст фразы и предложения, которые рифмуются на эти «индивидуальные» слова. Да-да, по принципу «из песни слов не выкинешь». Возьмем сайт www.natpotolok.ru; он принадлежит компании Симплекс, главный офис которой расположен в московском районе Беляево на углу улиц Профсоюзная и Генерала Антонова. Основная тема сайта: натяжные потолки, их производство и продажа.

Можно ввести в текст следующие фразы:

«Расскажи-ка мне, милок, что за сайт natpotolok..."
"Я для дома потолок заказал в natpotolok..." (рифма примитивная, но для нашей задачи годится)
И лети как мотылек к нам, на сайт natpotolok! 

«...Восход на северной реке
Глубь космоса, пустынь песок
Изобразит на потолке
Компания Natpotolok..."

Волна, приникшая к песку,
Планирующий лепесток -
Рисуем мы по потолку
Зайди на сайт natpotolok!

«...В доме каждый уголок осенил natpotolok..."
«Главный офис в Беляево - чаще навещай его!»

У нас в Беляево задача такая вот: чтобы в строке последний слог срифмован был с «натпотолок». «Пират» ведь не поэт, не Блок, в поэзии ни в зуб ногой, не сменит он «напотолок», хоть у него домен другой!
...И не вырвешь текста клок, если сайт natpotolok!

Конкуренты «Синилок» - тоже рифма к «потолок». ...Сколько вдохновенных строк вызвал сайт natpotolok!

Изъять из таких фраз название домена natpotolok(.ru),  без потери качества текста невозможно так что «пират» скорее всего, махнет рукой и найдет другой текст. С другой стороны такие рифмованные фразы несколько оживят восприятие текста, а удачные и остроумные фразы запомнятся и сыграют роль слоганов. Если нежелательно сочинять самостоятельно, обратитесь в лит. бюро - напишите нам, в VIPRO. Есть и другие способы защиты.

Подведем итог: чтобы защитить опубликованный на web-странице текст от плагиата, надо, по возможности, затруднить его техническое копирование, а также адаптацию своего текста для чужого - «пиратского» - сайта. Поэтому разумно применяйте технические способы защиты, а главное вводите в текст «индивидуальную» информацию, которая относится только к вам, вашей фирме, вашему сайту: имена собственные и какие-то еще сугубо индивидуальные сведения, факты. Чтоб еще более затруднить изъятие этих фрагментов из текста, приводите «индивидуальную» информацию в разных падежах, вводите рифмы на имена собственные, делайте логические ссылки с одного «индивидуального» фрагмента на другой. 

Так что семь футов вам под килем и свежего ветра с кормовых румбов!

Карэн Исагулиев, компания Vipro, специально для Advertology.Ru

Подготовлено по материалам www.advertology.ru.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.