Блеск и нищета SharePoint в компаниях: куда движется рынок

Эксперты AIIM оценили степень распространенности продукта Microsoft SharePoint 2007 в компаниях, роли которые он играет в них, а также политики его использования. Выяснилось, что в более 50% организаций внедрен этот продукт. При этом чаще всего он работает параллельно с другими приложениями управления документооборотом.

Аналитики портала AIIM.org опубликовали итоги опроса по распространенности Microsoft SharePoint 2007 в корпоративном секторе. В нем приняло участие 406 респондентов. Согласно его результатам, больше 50% компаний уже находятся в процессе внедрения или имеют WSS (Windows SharePoint Services – прим.CNews) или MOSS (Office SharePoint Server – прим.CNews). О готовности внедрений в ближайшие 12-18 месяцев заявило около 13%. Тем не менее, порядка 36% организаций не внедрили ни один из продуктов от Microsoft и не имеют планы на этот счет и около 3% не знают, что такое SharePoint.

Интерес вызывают и данные по типам использования SharePoint в компаниях по отношению к имеющимся решениям по управлению контентом и документами (ECM, RM и СЭД). По данным опроса, порядка 23% респондентов используют их параллельно с SharePoint, в то время конфликтуют они у примерно 6%. При этом у 31% фирм за работу порталов и приложений на базе SharePoint отвечает ИТ-отдел без участия специалистов по управлению документацией, а у 11% за нее никто не отвечает.

Основной целью внедрения SharePoint, согласно отчету AIIM, является организация совместной работы (около 70% случаев), управления документооборотом (55%) и только потом уже организация корпоративного портала (38%). Внутренние политики использования SharePoint 2007 имеют в четком виде только 50% компаний.

Российские компании-игроки рынка СЭД/ECM с интересом восприняли новые данные от экспертов AIIM и согласились прокомментировать происхождение таких показателей и степень их применимости на российском рынке. "Показатели, представленные в отчете AIIM, характерны, скорее, для западного рынка. На сегодняшний день результаты аналогичного исследования в России были бы скромнее", - рассуждает Дмитрий Володин, ведущий аналитик отдела методологии компании ЭОС по направлению SharePoint. По его словам, с учетом темпов роста популярности платформы, в том числе благодаря маркетинговой активности Microsoft и эффекта выхода очередной версии продукта, тем не менее, можно говорить о тенденции к усилению позиций SharePoint и в России.

Комментируя оцененное в 36% "отсутствие планов по внедрению", господин Володин подчеркнул, что в данном случае эта оценка не является адекватным показателем, если предполагать, что у заказчика может быть сознательный выбор в пользу альтернативной платформы или просто отсутствуют какие-либо ИТ-программы в области ЕСМ.

Похожей точки зрения придерживается и Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink. Он также говорит, что большинство опрошенных так или иначе готовы использовать SharePoint, и этот рынок очень похож на привычные для Microsoft площадки. "Это принято называть монополией. Ситуация усугубляется еще и тем, что оценка AIIM строится на базе опроса по версии SharePoint 2007, а до старта продаж SharePoint 2010 остается очень мало времени. Microsoft будет опять конкурировать со своим новым продуктом против своих старых", - замечает специалист.

Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, полагает, что опрос AIIM проводился по всему ИТ-рынку. По его словам, у крупных предприятий процент "отсутствия планов по внедрению" был бы значительно выше, а у малых - значительно ниже. "Треть опрошенных - цифра близкая к реальной оценке, учитывая, что до сих пор (включая версию 2007) SharePoint, в общем, не был решением корпоративного уровня, а, скорее, предназначался для рабочих групп, малого и среднего бизнеса. Вероятнее всего, компании, не планирующие внедрять у себя SharePoint, уже решили задачи групповой работы, портала и ECM с помощью других продуктов", - говорит эксперт.

Более резок в своих оценках Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Интертраст": "Исследование наглядно показывает, что SharePoint не является платформой корпоративного уровня. Приложения на базе SharePoint - это решения для проектных площадок и рабочих групп. Организации не доверяют этой платформе такие задачи, как управление корпоративным контентом, документарная поддержка управленческих процедур в корпоративном масштабе. Интеграция и взаимодействие с существующими в организациях ЕСМ-решениями также не имеет смысла, так как практически все ЕСМ-платформы имеют собственные сервисы, аналогичные предоставляемым SharePoint".

Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", в роли основных причин отказа от внедрения SharePoint назвал крайнюю сложность внедрения и дороговизну решения от Microsoft, в том числе и для российского заказчика. "Компании, в первую очередь, рассчитывают улучшить совместную работу и управление документами. Очевидно, что для компаний это приоритетные задачи. Это означает, что в компаниях сейчас все очень плохо с коллективной работой над документами, их хранением и поиском в документах в соответствии с правами доступа. Это задачи, в которых компании рассчитывают найти решение в ближайшее время", - считает Сергей Рыжиков.

В "Корус Консалтинг" в разговоре с корреспондентом CNews обозначили три основных причины, по которым продукты SharePoint могут отсутствовать в планах по внедрению в ECM-проектах. Во-первых, как правило, портал внедряют компании с территориально-распределенной структурой, крупными филиальными сетями, а для тех организаций, у которых отсутствует необходимость в совместной работе, портальные технологии не являются приоритетом. Во-вторых, MOSS является платным программным обеспечением с широкими функциональными возможностями (совместная работа и социальные сети, порталы, корпоративный поиск, управление корпоративной информацией, бизнес-анализ, бизнес-процессы).

"Некоторые компании не используют все эти возможности. Например, для совместной работы достаточно использовать возможности WSS, который уже включен в стандартную поставку Windows Server. Другие компании рассматривают в качестве альтернативы продуктам Microsoft открытые или бесплатные разработки", - объясняет Александр Невинчанный, директор направления базовых технологий Microsoft "Корус Консалтинг". Также, по его словам, треть опрошенных может уже использовать какие-либо другие портальные технологии (например, в составе ERP-систем).

"Внедрение SharePoint, как впрочем и других продуктов - это не цель, а один из вариантов решения конкретной бизнес задачи. Возможно в этих компаниях просто нет потребностей, которые были бы удовлетворены с помощью SharePoint или компании просто не знают, что у них уже есть SharePoint" - считает Сергей Кузнецов, руководитель исследовательского отдела компании "Рексофт", объясняя, что, например, в ходе внедрения Microsoft Project Server 2007 заказчик обязательно получит SharePoint, но может об этом не догадываться.

Говоря о различных сценариях использования SharePoint в корпоративной среде и о связанных с ними нестыковках (о которых шла речь в отчете AIIM), опрошенные CNews специалисты приводят организационные проблемы взаимодействия SharePoint и ECM-продуктов, которые, впрочем, характерны в большей степени для западного рынка, а не для России по причине более ранних внедрений подобных решений за рубежом. Сергей Курьянов полагает, что функциональность SharePoint скорее дополняет перечисленные системы, и, в первую очередь, в области групповой работы. "В России ситуация "получше", поскольку гораздо меньше уровень проникновения технологий ECM, DM и RM", - замечает он.

Господин Курьянов приводит в пример статистику обращений посетителей к совместному использованию SharePiont и Docsvision – 7%, что в три с лишним раза ниже указанных в отчете AIIM 23%. Сергей Рыжиков утверждает, что сегодня для Microsoft SharePoint - это еще один аргумент для использования Microsoft Office внутри организации. Он говорит о том, что поскольку продукт не очень хорошо решает ЕСМ-задачи, появляются заменители, с которыми и возникает конфликт, причем это касается и западных, и российских компаний.

"К моменту, когда SharePoint появился на рынке и достиг необходимой зрелости для использования на корпоративном уровне, многие компании уже успели накопить солидный багаж из традиционных ЕСМ-платформ, а также разрозненных DM и RM-приложений. Сегодня SharePoint предлагает качественно иные возможности для решения задач ЕСМ и его применение становится повсеместным. Не желая отказываться от имеющихся технологий, многие западные вынуждены обеспечивать совместное сосуществование имеющихся систем и SharePoint", - утверждает Дмитрий Володин. В российских условиях, по его оценкам, SharePoint чаще всего является единственным ЕСМ-решением или выполняет роль внешнего портала по отношению к традиционной ЕСМ-системе. Оба варианта, согласно мнению эксперта, позволяют эффективно планировать ИТ-инфраструктуру и избегать конфликтов между различными технологиями.

Александр Невинчаный полагает, что, поскольку в России под ECM понимается, как правило, система электронного документооборота, то MOSS и СЭД на российских предприятиях используются для совершенно разных задач - MOSS используется в качестве единого информационного пространства, в котором ECM-продукт может являться одним из компонентов.

"SharePoint действительно прост для пользователей, и именно поэтому возникают проблемы при его использовании. Создать новый сайт для проектной команды не сложнее, чем создать новый документ в MS Word. И зачастую при этом забывается важность административной работы, которая состоит в том, чтобы организовать команду проекта, работать именно с этим сайтом и использовать его именно так, как задумал менеджер проекта, который поленился написать инструкцию. Это необходимо, но приходит в голову только тогда, когда сайт перегружен различными элементами и каждый документ сохранен в 2-3 места", - констатирует Сергей Якимчук. Он приводит в пример ситуацию, когда ИТ-специалисты, ознакомившись с возможностями SharePoint, забывают о необходимости управлять контентом: при внедрении других информационных систем между заказчиком и системой стоит интегратор, требующий согласования технического задания, утверждения проектного плана и так далее, а SharePoint работает "из коробки". Конфликт в рамках ECM эксперт объясняет тем, что корпорация Microsoft серьезно взялась за этот сегмент и поэтому на нем скоро останется место только для специализированных решений.

Оценивая состояние политик использования SharePoint в компаниях, эксперты пришли к выводу, что они находятся как раз же на адекватном для этой системы уровне. "Политики возникают, когда речь идет об управлении информационными активами в масштабе всей организации. Пока инструмент используется локально, особых мер по управлению доступом, информационной безопасности, администрированию не требуется", - считает Вадим Ипатов.

Сергей Якимчук не видит логики в том, чтобы ограничивать пользователей, вводя строгие правила использования SharePoint в то время, когда сама система призвана расширить взаимодействие сотрудников. " Основная причина - в неготовности организации к полноценному внедрению и управлении ЕСМ-решениями. Это, в свою очередь, объясняется многообразием и сложностью задач управления контентом, отсутствием достаточно квалифицированных специалистов в данной области, высокой стоимостью консалтинговых услуг и т.п.", - объясняет Дмитрий Володин. По его мнению, в России показатели по тем же параметрам могут оказаться еще ниже, поскольку все перечисленные проблемы еще более актуальны для отечественных реалий. Специалист предполагает, что эти проблемы будут решены со временем по мере совершенствования технологических платформ, формирования профессионального сообщества и реализации конкретных ЕСМ-проектов.

Подготовлено по материалам pda.cnews.ru.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.