Лукашенко следит за интернетом. 1 июля в Белоруссии заработал указ о регулировании интернета

Белоруссия стала регулировать интернет по принципам, весьма похожим на китайские. Частным и государственным компаниям разрешено иметь сайты только на белорусских серверах, а входить в интернет-кафе теперь можно только по паспорту. И хотя власть говорит, что цензурировать глобальную Сеть не будет, её действия показывают обратное. Таким образом Александр Лукашенко готовится к выборам, говорят эксперты.

В конце этого или начале следующего года в Белоруссии пройдут президентские выборы. Четыре года назад интернет заставил власть здорово поволноваться: «элегантная победа» президента Лукашенко была несколько омрачена акциями оппозиции в центре Минска. Свои действия они координировали через интернет. Власть вмешалась и заблокировала доступ к ряду оппозиционных ресурсов и «Живому Журналу», белорусские пользователи которого тогда были особенно активны. Но назвать эту реакцию своевременной никак нельзя: студенты уже организовали палаточный городок. Сейчас Белоруссия переживает экономический кризис, который, безусловно, отражается и на общественных настроениях. А поскольку, по данным Международного союза электросвязи, в стране около 3 млн интернет-пользователей и вообще нет свободной прессы и независимого телевидения, то установление контроля над интернетом выглядит стратегически важной задачей. Вот Лукашенко и озаботился. Его указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», подписанный ещё 1 февраля, в июле вступил в законную силу.

 

В начале следующего года в Белоруссии состоятся президентские выборы. Очевидно, на этот раз у политических оппонентов Лукашенко впервые появляется более-менее заметный шанс на успех. И развить его они надеются при помощи России, а не только Запада, как раньше.

Белорусский интернет стал другим. Несмотря на все увещевания общественности, экспертов и участников рынка. Похоже, их просто никто не слушал. Первое нововведение состоит в том, что все субъекты хозяйствования, которые продают в Белоруссии товары или услуги, обязаны использовать для этого только сайты, зарегистрированные в доменной зоне .by и физически находящиеся на белорусских серверах. Хостинг-услуги оказывает государственный монополист «Белтелеком», а потому все крупные сайты стали пользоваться его услугами. Сами сайты должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре. И вот здесь белорусский бизнес столкнулся сразу с двумя проблемами. Государственная инспекция по электросвязи (БелГИЭ) должна была зарегистрировать все сайты и сверить паспорта всех их владельцев буквально за пару месяцев. В Байнете, по оценкам экспертов, около 30 тыс. сайтов, и естественно, регистрацию они не прошли. Это оказалось физически невозможно. В итоге почти все сайты, принадлежащие бизнесменам в Белоруссии, оказались фактически вне закона. Сейчас по стране прокатится волна наказаний, штрафов, взяток... Пока сведений об этом не поступало, власти заняли выжидательную позицию. Но, учитывая любовь белорусских чиновников раздавать штрафные квитанции, их не может не быть.По некоторым данным, в БелГИЭ лежит около пяти тысяч заявок на регистрацию сайтов. Ответственные за это канцелярские сотрудники просто не успели все их вовремя рассмотреть.

Кроме того, государственный монополист имеет весьма неслабые аппетиты: за свои хостинг-услуги он требует примерно вчетверо выше, чем его зарубежные коллеги. Директор дизайн-студии PITRI Светлана Марковская рассказывает, что прежде их сайт находился на московском сервере. 1000 Гб иностранного трафика обходились белорусам менее чем в 300 долларов в месяц. Белорусский хостинг-провайдер предложил другие условия: 140 Гб за 800 долларов. Такой вот государственный бизнес. Стоимость широкополосного доступа в интернет в Белоруссии, кстати, в 30 раз выше, чем в Москве. Марковской и её компании в месяц нужно около 700 Гб трафика, что обходится компании теперь примерно в 1200 долларов.

Интернет-пользователям теперь тоже нужно держать ухо востро. Белорусские провайдеры в соответствии с указом стали обязаны в течение года хранить информацию об оказанных населению интернет-услугах. В список того, что нужно хранить, входят персональные данные абонента, информация об используемом им оборудовании. Вся эта информация должна предоставляться правоохранительным органам по первому требованию. Строго говоря, провайдеры и раньше следили за своими пользователями, но не за всеми, а только за теми, кого милиция или прокуратура подозревала в свершении определенных злодеяний. Сейчас же будут следить за всеми. Фактически власти официально получили разрешение отслеживать трафик каждого жителя страны. Хватит ли ресурсов? Специально для этого Лукашенко создал подконтрольный исключительно ему оперативно-аналитический центр. Количество персонала — около двух тысяч человек. Таких ресурсов хватит, убеждены чиновники.

 

Иск гиганта развлекательной индустрии Viacom против Google и YouТube, потребовавшего 1 млрд долларов за «пиратство», провалился. Google, однако, всё равно готов предложить правообладателям реальную модель, позволяющую зарабатывать на цифровом контенте. Причём не одну.

Возникает резонный вопрос: а как быть с интернет-кафе? Белорусская власть нашла управу и на любителей чинить киберзлодеяния в публичных местах: теперь воспользоваться доступом в Сеть в них можно только после предъявления паспорта. Администратор записывает, кто, когда и сколько времени провел за каким компьютером. А сам ПК записывает историю посещений всех сайтов и историю переписки. Карты Wi-Fi компании «Белтелеком» также продаются только после предъявления паспорта. Никакой теперь анонимности — даже на форумах. Бизнес от этого страдает: в пяти интернет-кафе в Минске, в которых удалось побывать, отметили, что поток посетилей упал примерно в 2,5—3 раза.

Есть в указе и абсолютно безумный пункт № 8. Согласно ему провайдер обязан перекрывать доступ пользователей к тем или иным сайтам после того, как получит от них просьбу об этом. Якобы это должно помочь в борьбе родителей, ратующих за избавление от порнографии своих детей. По просьбе пользователей провайдеры теперь должны запрещать и сайты, ведущие «пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещённых законодательством». В действительности же, говорят эксперты, ОАЦ может злоупотреблять этим пунктом для того, чтобы перекрывать пользователям доступ к популярным оппозиционным ресурсам. ОАЦ открещивается, дескать, речь о цензуре не идёт. Непонятно также, как будут наказывать провайдеров, которые не смогут отфильтровать все порносайты. Физически же закрыть доступ к каждому из них, понятное дело, невозможно. В указе говорится о возможности прекращения предоставления услуг провайдера сроком на месяц. Не отфильтровал контент по просьбе пользователя — не работаешь 30 дней. В общем, занимательный и очень опасный пункт указа. Очевидно, во время выборов власть будет читать его, оперируя собственными представлениями о добровольности. Пока все оппозиционные сайты работают.

Ещё один немаловажный момент: интернет-магазины в Белоруссии должны быть зарегистрированы в Торговом реестре страны. Т. е. их поставили фактически в один ряд с «реальными» магазинами. При этом зарегистрироваться, естественно, успели не все. На одной только площадке shop.by зарегистрировано свыше тысячи магазинов. Каждый из них должен заноситься в реестр вручную. Это колоссальный труд, который также проделать не успели. Предпринимателей, работающих в интернете, будут наказывать штрафами в несколько сотен долларов — за торговлю «без лицензии». Один бизнесмен, владеющий интернет-магазином с тремя доменными именами, заплатил штраф в размере 2100 долларов — по 700 за каждый сайт. «Мало того что сам факт штрафа абсурден, так им же ещё не объяснишь, что магазин-то один, просто ещё два зеркала есть», — пожимает плечами он.

Была у белорусских властей и вовсе бредовая идея: зарегистрировать все ящики электронной почты, которыми пользуются жители страны. В последний момент, послушав экспертов, власти отказались от этой идеи. Оно и понятно: зарегистрировать «по форме» 1 млн аккаунтов невозможно. Да и непонятно, как быть с заграничными сервисами.

Главное сейчас другое: несмотря на все протесты общественности, белорусская власть приняла абсурдный закон. А по неофициальной информации, ещё и закупила китайское оборудование для организации «малого белорусского файрвола». Сейчас власть говорит, что её конечная цель — приучить белорусов пользоваться собственными сайтами. Тогда и интернет станет дешевле, и интернет-бизнесу будет проще зарабатывать. Однако добиться этих целей цивилизованным путём вряд ли возможно: сейчас самый популярный у белорусов сайт — mail.ru. На втором месте — «Одноклассники». Крупнейший местный портал tut.by находится лишь на пятом месте в рейтинге популярности. Действительно, уж проще закрыть, чем честно навязать конкуренцию..

Подготовлено по материалам www.chaskor.ru.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.