Шопинг на 600 миллиардов рублей. Кто и что покупает через интернет в России

Специалисты Citibank совместно с инженерами российского Google представили результаты исследования рынка интернет-покупок в России. Исследование получилось оценочным, но оттого не менее любопытным. «Частный корреспондент» попробовал разобраться, кто, что и где покупает в интернете.

Строгим научным стандартам исследование, представленное 2 ноября 2010 года Citibank и Google, и вправду не очень соответствует, поскольку проводилось оно вовсе не социологическими методами (выберем генеральную совокупность, составим выборку, проведём опрос), а скорее путём data mining, то есть перекапывания данных, которые и у Citibank, и у Google и так уже есть. Банк всё прекрасно знает про своих клиентов — кто, что, когда и за сколько покупал. Поисковик тоже хорошо знает, но о своём — что ищут, что хотят купить. Информация о таких желаниях вовсе не тривиальна и настолько информативна, что уже весьма успешно используется в качестве вспомогательного инструмента, например, для прогнозирования распространения гриппа или перемен в экономических настроениях. Кроме того, у Google есть ещё и недавно запущенный (при участии IAB Europe и TNS) сервис для интернет-маркетологов «Потребительский барометр», данные которого при анализе российского рынка тоже использовались.

И хотя представители Citibank в ответ на вопрос «Частного корреспондента» заявили, что их исследование вполне репрезентативно по отношению к тем нашим согражданам, которые совершают покупки через интернет и имеют доход не меньше 500 долларов в месяц, подтвердить это весьма затруднительно, поскольку были обработаны данные 450 тыс. клиентов банка. Банка Citi, а не какого-то другого. Кроме того, поскольку платежи в интернете часто совершаются и вовсе без помощи банковских карт, а посредством платёжных систем, то тут авторам исследования пришлось полагаться на собственные оценки и оценки экспертов. Впрочем, даже учитывая все эти огрехи, результаты исследования всё равно крайне любопытны, а некоторые — совершенно неожиданны.

 

По данным ассоциации «Электронные деньги», в 2009 году российский оборот виртуальных финансов составил 36 млрд рублей. На интернет-кошельки приходится лишь 17 млрд из этой суммы: девять на WebMoney и восемь — на «Яндекс.Деньги». Помимо этих главных игроков работает и система Visa Click. Она позволяет рассчитываться за товары и услуги в интернете деньгами со своей банковской карты, не вводя при этом каждый раз данные о банковском счёте.

Оценка общего объёма интернет-розницы производит впечатление. По мнению авторов исследования, в 2010 году через интернет россияне потратят около 600 млрд рублей на разнообразные товары и услуги. Рынок рос последние три года примерно на 200 млрд в год и дорос до этого впечатляющего показателя. Правда, в сравнении с общим объёмом российской розницы это всего лишь 0,7%, а в какой-нибудь там Великобритании, на опыт которой для сравнения часто ссылались представители Citi и Google, рассказывая о своём исследовании, — аж 7%. Прогнозы на ближайшие годы, однако, не слишком утешительные: если на рынке не появится какого-то крайне востребованного товара или услуги, за которые будет удобнее всего платит через Сеть, рост объёма замедлится, но всё равно в 2012 году на интернет-покупки россияне потратят не менее 800 млрд рублей.

Кто же эти россияне, которые готовы тратить такие немалые деньги в интернете? Демографический портрет интернет-покупателей довольно сексистский и не слишком демократичный. В сравнении с клиентами офлайновой розницы, к которой относятся, в сущности, все жители страны, за исключением младенцев, среди интернет-покупателей в два раза больше мужчин, причём молодых (доминирует возраст от 25 до 40 лет). Кроме того, по преимуществу это профессиональные работники с высокой квалификацией. Самые заядлые онлайновые покупатели — менеджеры среднего и высшего звена и предприниматели. Несложно догадаться, что этот контингент и зарабатывает неплохо: они примерно на 30% состоятельнее обычных покупателей. Они и тратят с помощью банковских карт на 65% больше денег, чем покупатели обычной розницы. Примечательно, что при таком уровне трат и дохода онлайновые покупатели значительно менее склонны пользоваться кредитами: средний уровень их кредитных обязательств перед банком в два раза меньше офлайновых покупателей.

Пользуются онлайновыми магазинами, впрочем, не только те, кто в них покупает. Оценить уровень цен и узнать технические параметры товара — такое покупательское поведение стало уже обычным для российских интернет-пользователей. По данным «Потребительского барометра» Google, практически все пользователи Рунета — 88% — уже привыкли сначала выбирать товар в Сети, а уже потом приобретать его в офлайне.

Лидер продаж в интернете — билеты на транспорт. На эти услуги приходится почти половина всего объёма рынка: 35% денег в Сети россияне тратят на услуги авиакомпаний, 13% — на покупку железнодорожных билетов. Третий по популярности вид расходов — услуги турагентств: на них приходится 7% онлайновых трат. Четвёртое место по объёму рынка — 6% — занимают услуги связи. Зато оплата телекоммуникационных услуг — самый частый вид платежей. На него приходится 29% транзакций. На втором месте по популярности — железнодорожные билеты (14%) и онлайновая покупка музыки (10%).

Один из самых неожиданных результатов исследования Citi и Google связан как раз с онлайновыми платежами за услуги связи. Оказалось, что «большой тройкой» операторов мобильной связи — «Билайн», «Мегафон» и МТС — рынок вовсе не исчерпывается. На третье место по объёму платежей за телефонию в третьем квартале 2010 года, обогнав по этому показателю «Билайн», вышел сервис интернет-телефонии Skype, и объём платежей в его пользу продолжает расти.

Американский Skype не единственный в мире активной конкуренции международных компаний с отечественными интернет-сервисами за кошельки интернет-покупателей. Не менее показательна ситуация с онлайновыми магазинами. Среди самых крупных онлайновых «супермаркетов» в Рунете — по преимуществу американские Amazon, eBay и iTunes. И это притом что их функциональность для российского пользователя иногда — как в случае с iTunes — сильно урезана. Однако по объёму продаж именно магазин Apple почти в полтора раза опережает российский Ozon.ru, продажи которого стабилизировались.

 

В 2003-м Джобс, сумев договориться с гигантами звукозаписывающей индустрии, запускает онлайновый магазин музыки (а потом и фильмов) iTunes. К 2010 году магазин продал более 200 млн видеороликов и 10 млрд треков, став самым крупным продавцом онлайновой музыки в США. На него приходится, если верить Billboard, 26,7% всех таких продаж.

Эти примеры демонстрируют глобальный характер интернет-торговли, в которой всё меньше значения имеют границы. Значительно важнее особенности работы российских таможни и почтовой службы. Но даже несмотря на эти препятствия, на покупки за рубежом приходится 57% всего рынка интернет-розницы. Причём больше половины платежей приходится на Люксембург, Великобританию и США. Удивительное для такой маленькой страны, как Люксембург, первое место (18% платежей в зарубежные страны) по популярности покупок у россиян объясняется просто — именно там расположены европейские штаб-квартиры крупнейших международных игроков онлайновой розницы.

По развитию интернет-торговли России далеко не только до Великобритании, но и до многих других развитых стран. Её развитие во многом останавливает недостаточное проникновение широкополосного доступа, без которого онлайновый шопинг не доставляет особой радости. Поэтому, по мнению авторов доклада со стороны Google, развиваться интернет-торговля будет прежде всего в крупных городах страны, где, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы ожидается бум развития широкополосного доступа. Доступ в Сеть, впрочем, — это ещё не всё. Не менее важно и повышение уровня жизни, от которого напрямую зависит и обладание подключённым к интернету компьютером, и обыкновение пользоваться банковскими карточками. И просто наличие средств: прогресс стоит денег.

Подготовлено по материалам Шопинг на 600 миллиардов рублей. Кто и что покупает через интернет в России.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.