Об эффекте телеприсутствия
Казалось бы, ещё совсем недавно виртуальная реальность была лишь темой для фантастических романов, да голливудских блокбастеров. Но сегодня этот термин уже укрепился в наших буднях. Оборудование для того, чтобы погрузиться наяву в виртуальную реальность, уже не просто существует, а широко применяется на практике, а виртуальные технологии дают возможность соединять смоделированную среду с робототехникой. Что это значит? Всего-навсего то, что человек скоро сможет управлять самыми сложными процессами из удалённой точки. Как это выглядит в быту, вы уже можете себе представить, если использовали когда-нибудь пульт ДУ для компьютера
или дисплейные очки на жидких кристаллах, встроенные в шлем для игр «с погружением» в киберпространство. Шлемы и перчатки, оснащённые датчиками – наиболее распространённые интерфейсы, но геймерам знакомы и другие имитационные устройства: джойстики, рулевые колёса, бесконечные варианты беспроводных мышек… всё это может давать пользователю, играющему в компьютерные игры, хорошо ощутимую, почти «естественную» обратную связь и максимально реалистические впечатления.
Всё это применяется на практике гораздо шире, чем в индустрии развлечений, и направление это весьма перспективно. Самый простой пример – имитаторы полётов, используемые при подготовке лётчиков и космонавтов. Принцип их работы – воссоздание условий приземления в любом аэропорту, скажем, для тренировки пилотов. Такой тренажёр представляет собой модельную кабину экипажа, установленную на подвижных гидравлических домкратах и окружённую огромными дисплеями. Пилоты отрабатывают на них технику полёта, находясь при этом в безопасности – что может быть полезнее, чем такая профилактика аварийных ситуаций?
Это касается как «воздушных», так и «земных» профессий. Виртуальная реальность может предложить почти реалистическое обучение спасателей, пожарных, сотрудников атомных станций, хирургов – не подвергая при этом риску ни здоровье людей, ни дорогостоящую технику.
Системы виртуальной реальности может также использоваться, чтобы поместить человека искусственно в условия управляемой среды. С помощью виртуальной реальности архитекторы демонстрируют здания ещё на стадии планирования, а врачи-психиатры используют «моделирование» реальности для лечения фобий. Наконец, виртуальное пространство значительно расширяет способы, которыми человек может взаимодействовать с компьютерными системами. Вместо монитора и мыши уже возможно входить в трёхмерное представление компьютерного файла, чтобы искать там нужные данные - тексты, изображения, интернет-магазины и купоны на скидку.
Возвращаясь к термину «телеприсутствие», надо отметить, что он не сводится лишь к эффекту погружения, а даёт возможность физически вмешиваться в реальную ситуацию на расстоянии. Специалист, работающий с системой телеприсутствия, носит шлем и перчатки, которые позволяют ему дистанционно управлять движениями роботов. Обратная связь обеспечивает человеку виртуальное присутствие в среде, где находится робот – то есть, видеть, слышать и трогать всё, что окружает последнего.