Как понять потребности клиента, предложить востребованные услуги и выстроить коммуникацию между бизнесом и агентством — рассказал Денис Шубенок, исполнительный директор «Ашманов и партнеры», на конференции Optimization-202109 ноября 2021 года171Время прочтения: 6 минут
О чем статья?
Для кого эта статья?
Агентство «Ашманов и партнеры» провело исследование с целью выяснить, насколько SEO-агентства понимают своих клиентов, что думает бизнес о своих подрядчиках и налажена ли коммуникация между агентствами и бизнесом. Для этого мы вывели три гипотезы о SEO-агентствах и три гипотезы о клиентах. Для проверки гипотез об агентствах мы провели собственное исследование, для проверки гипотез о клиентах — использовали метод тайного покупателя и данные, предоставленные нашим партнером.
В результате нам удалось выяснить, предоставляют ли SEO-агентства бизнесу именно те услуги, которые нужны клиентам и что делать агентствам, чтобы эффективнее закрывать потребности клиентов. Мы отобрали 6 наиболее интересных гипотез — о них расскажем вам далее.
В первую очередь мы рассмотрели взгляд на бизнес со стороны SEO-агентств: какие мифы о клиентах все еще существуют в агентствах и как, по мнению агентств, клиенты выбирают SEO-подрядчика.
Для проверки гипотез мы провели исследование в пяти разных тематиках (e-commerce, недвижимость, медицина, авто и финансы), в каждой сфере в качестве респондентов присутствовали наши отраслевые партнеры. В исследовании участвовали: средний бизнес (60%), крупный бизнес (19%), малый бизнес (13%) и маркетплейсы (8%). Всего 460 респондентов.
У агентств есть мнение, что клиенты не уверены в эффективности SEO-продвижения, а некоторые компании и вовсе считают SEO пустой тратой времени. На основании данных исследования мы проверили это предположение.
Гипотеза полностью провалилась. Для большинства респондентов SEO — это фундаментальный инструмент интернет-маркетинга: 80% опрашиваемых ответили, что уже занимаются SEO, а 8% планируют запустить работы по SEO.
Также респонденты отметили, что стоимость привлечения клиентов из поисковых систем ниже или сопоставима с другими каналами маркетинга. При этом во всех участвовавших в исследовании тематиках из поисковых систем приходит больше 35% трафика.
Вердикт: гипотеза агентства не подтвердилась. На самом деле клиенты считают SEO важной частью маркетинга и ведут работы по SEO в своих компаниях.
Среди SEO-агентств есть мнение, что в компаниях, которые занимаются продажами или иной основной деятельностью, далекой от SEO, работают малоквалифицированные маркетологи или обязанности маркетолога выполняет сотрудник смежной должности. Ведь внимание бизнеса направлено в сторону основной деятельности.
Эта гипотеза снова оказалась мифом: по данным нашего исследования, уровень знаний о SEO на стороне клиента выше среднего: 40% опрошенных знает основы SEO, 20% имеет хорошие базовые знания, 35% имеет глубокие знания по SEO и следит за трендами. И только 5% ответили, что слабо разбираются в теме.
Мнение о недостаточном внимании к подбору и компетенциям специалистов тоже миф: 31% компаний имеют в штате SEO-специалистов, а 83% считают знание SEO необходимым для маркетолога.
Вердикт: гипотеза не подтвердилась. Подавляющее большинство компаний учитывает знания о SEO при приеме на работу маркетолога, почти треть нанимает отдельного SEO-специалиста и 35% имеет глубокие знания по SEO.
Есть мнение, что стоимость услуг агентства — самых важный для клиента критерий при выборе, и, несмотря на достоинства других агентств, клиент выберет того подрядчика, который обойдется дешевле. Для проверки этой гипотезы участники исследования ответили на вопрос о наиболее значимом факторе выбора SEO-агентства.
Мы предложили респондентам на выбор 6 факторов, которые, как считают агентства, больше всего влияют на выбор подрядчика: бюджет, экспертиза, адекватность в общении, состав работ, успешные кейсы, стратегия достижения результата. Бюджет, то есть стоимость услуг, оказался на последнем месте из шести вариантов ответа: этот фактор считают наиболее важным всего 6% опрашиваемых.МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Неожиданным фактором стала адекватность в общении, 18% назвали его очень важным. Респонденты рассказывали о подрядчиках, которые еще на моменте начала работ срывали сроки, не выходили на связь, не предоставляли документы. С таким отношением сталкивались, на удивление, многие компании».
На первом месте — доказательство экспертности, этот вариант выбрали 29% респондентов. Пункт объединяет и некоторые другие критерии: экспертность подразумевает и адекватное общение, и наличие стратегии, и успешные кейсы. Клиентам важно работать именно с экспертами, которые разбираются в данной отрасли и которым можно доверять.
Вердикт: гипотеза не подтвердилась. Бюджет важен лишь для 6% компаний, большинство клиентов ценят экспертность агентства, адекватное общение.
Во второй части рассмотрим, какими клиенты видят SEO-подрядчиков: каких действий и предложений бизнес ожидает от агентств и как выглядит ситуация на самом деле.
Данные для проверки гипотез нам предоставил клиент, в начале 2021 года он проводил тендер среди SEO-агентств. Клиент — лидер своей тематики, входит в пятерку крупнейших компаний. Предоставляет услуги в премиальном сегменте, средний чек от 500 000 рублей. В тендере участвовали 20 компаний, до защиты коммерческого предложения дошли 17 агентств, до согласования финальных условий и договора — 3 участника.
Как победители тендера, мы получили доступ к данным, которые клиент собирал по участникам конкурса. На основе этой информации мы проверим верность еще трех гипотез. Данные обезличены.
И этот клиент, и другие компании при проведении тендера рассчитывали на презентацию стратегии, демонстрацию экспертности и упор на план работ. Как оказалось, на защите коммерческого предложения мало кто говорит о стратегии, практически все участники конкурса предлагают технический аудит сайта: практически все агентства подготовили его к защите.МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«С одной стороны, технический аудит — хорошее и практически полезное дело, с него и правда удобно начинать работы по продвижению, поэтому логично предложить его клиенту. С другой стороны, а именно со стороны клиента, невероятно тяжело постоянно слушать на защите про одни и те же технические ошибки. Более того, ни одно агентство не запросило у клиента данные по прошлым аудитам, поэтому получилось так, что почти обо всех ошибках, представленных на защите, клиент уже знал».
Вердикт: гипотеза не подтвердилась. Многие агентства забывают о презентации стратегии и доказательствах экспертности, а наиболее популярным на защите стал технический аудит.
В социальных сетях, в статьях и прочих многочисленных источниках клиенты видят, что SEO-специалисты считают оплату по часам самым перспективным тарифом, поэтому планируют переходить на такую форму расчета или уже перешли. В представлении бизнеса почасовая оплата — основной тариф в работе с агентствами.
Но на самом деле никто из участников тендера не предложил работу с оплатой по часам. БОльшая часть агентств работает по объему семантического ядра, два агентства обозначили работу по абонентской плате без гарантий. Так как клиенту важны гарантии, а семантическое ядро планировалось постепенно расширять, в финал вышли три компании с предложением работы по неограниченному ядру.
Вердикт: гипотеза не подтвердилась. Нельзя сказать однозначно, что никто из специалистов не работает с оплатой по часам, но в нашу выборку такие участники не попали.
Каждое агентство само определяет для себя основные KPI, и среди клиентов есть мнение, что список этих показателей слишком маленький.
Среди участников тендера все 17 агентств, которые дошли до защиты, были готовы отчитываться по позициям. Из них 12 — также готовы предоставлять данные еще по трафику. Из этого числа 5 готовы добавить к показателям лиды. Из них 3 — еще и по доходу из органики, а двое из трех — и по сквозной аналитике.
Вердикт: гипотеза частично не подтвердилась. Есть агентства с небольшим количеством основных KPI, но есть и те, кто готов предоставлять данные по довольно большому списку бизнес-показателей.
Проверь своего подрядчикаЕсли ваш сайт продвигается SEO-компанией, но продвижение не дает ожидаемых результатов, мы предлагаем провести аудит текущего поискового продвижения. Наша экспертиза поможет выявить существующие проблемы.Оставить заявку
Рекомендации подрядчикам от Дениса Шубенка: