Интернет-компании выздоравливают первыми
Паника и завышенная волатильность, царившие на биржевых площадках крайние полгода, равномерно начинают уменьшаться. Инвесторы пережили несколько волн негативных новостей, отыграли их, и сейчас готовы наиболее взвешенно подходить к оценке стоимости общественных компаний. В острой фазе кредитного кризиса трейдеры иногда стремились избавиться даже от надежных акций, так как прежние ориентиры определения капитализации были потеряны. В данный момент наступает время для спокойной переоценки справедливой стоимости общественных компаний. Денежные итоги 2008 года большинством компаний уже подведены, видны контуры спроса на сервисы в 2009-м.
В ИКТ-секторе в числе выигравших первыми могут оказаться компании интернет-сектора. «Акции интернет-компаний, привязанные к потребительскому рынку, как и бумаги медийных компаний, имеющие отношение к маркетинговому рынку в чистом виде, совсем тесновато соединены с динамикой всего фондового рынка, - поведал CNews Дмитрий Жук, аналитик по сектору телекоммуникаций из английского кабинета Citi Bank. - Потому когда рынок играет на повышение, эти бумаги опереждают биржевые индексы. Оптимизм, связанный с будущим восстановлением экономики, и возвратившееся к инвесторам желание рисковать, в прошедшем месяце стали предпосылкой восстановления фондовых рынков в масштабе мира. Акции упомянутых интернет-компаний в марте-апреле выросли в среднем на 22%. По-настоящему «звездными» стали акции маркетинговых агентств и издателей, нацеленных на массовый рынок: они выросли на 24% и 36% соответственно».
Ключевые характеристики компаний сектора «интернет-поставщики информационных сервисов» (Internet Information Providers) в сопоставлении с традиционными отраслями смотрятся стабильно и привлекательно. Показатель капитализации к доходам (P/E) равен 44. Капитализация к вольному валютному сгустку - 33,9.
Показатели развития компаний сектора Internet Information Providers
В отличие от краха десятилетней давности, сейчас «виртуальный» бизнес многих из этих фирм, представляется более надежным объектом вложения средств, чем инвестиции в компании базовых отраслей – строительства или добывающей промышленности.
Динамика акций Google (красный цвет) сохраняется лучше рынка (черный цвет - GM, синий - Dow Jones)
Важным переломным этапом для инвесторов стал момент выпуска годовой отчетности крупнейшей компании сектора – Google - в середине января 2009 г. С этого времени котировки акций повысились примерно на 20%. По итогам 2008 г. чистая прибыль Google выросла на 1% до $4,23 млрд. Этот показатель мог быть и лучше, поскольку в значительной степени падение прибыли связано со списанием около $1 млрд по инвестициям в компании AOL и Clearwire. С учетом того, что Google работает без долга, его долгосрочное финансовое положение не вызывает вопросов у акционеров.
Ключевые показатели интернет-компаний выглядят стабильными и привлекательными
Компания | Капитализация, $ млрд | P/E | Рентабельность по чистой прибыли |
108,0 | 25,7 | 6,7% | |
Yahoo! | 17,7 | 43,0 | -16,8% |
Baidu | 6,0 | - | 32,0% |
Akamai | 3,3 | 24,8 | 19,0% |
Netease | 3,2 | - | 72,8% |
Источник: Yahoo! Finance
За счет широкого спектра обслуживаемых клиентов Google удалось минимизировать потери от кризиса. Правда, некоторых «антикризисных мер» в виде сокращения части персонала и замораживания перспективных, но неприбыльных проектов, избежать не удалось. «Под нож» попал проект создания виртуального мира Lively – потенциального конкурента Second Life, также было сокращено около 300 человек. Впрочем, на фоне увольнений в других секторах это капля в море.
В условиях, когда маркетинговые бюджеты компаний подвергаются секвестированю, интернет-реклама демонстрирует хорошие показатели роста. По данным Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers (PWC), в 2008 г. рынок интернет-рекламы в США вырос на 11% и достиг $23,4 млрд. Выручка Google увеличивалась намного быстрее – в 2008 г. ее рост составил 32%. Потенциал для продолжения роста компании может заключаться в увеличении спроса на интернет-поиск с мобильных устройств – данный сегмент может показать бурный рост в ближайшие годы. По данным аналитического агенства Tellabs, 71% пользователей в США полагают, что в ближайшие годы они будут использовать мобильный интернет ежедневно. В Европе, по данным Nielsen, доля столь же позитивно настроенных граждан составляет от 39% в Испании до 52% в Великобритании.
Также Google предпринимает дополнительные усилия по увеличению выручки от YouTube, в частности она подписала контракт с Disney на поставку контента. По оценкам IAB/PWC, в прошлом году рынок видео-рекламы в США удвоился и составил $734 млн.
Уверенно выглядит и динамика котировок китайского поисковика Baidu. После прохождения локального минимума в начале 2009 года цена акций подорожала на 50%. Сейчас между двумя поисковиками разыгрывается борьба за первенство на перспективном китайском рынке. Рекламные бюджеты в Китае подверглись лишь незначительным сокращениям, China Market Research Group ожидает, что рынок электронной коммерции в текущем году вырастет на 20%. Очень перспективным направлением является мобильный маркетинг – сейчас в Китае 600 млн абонентов сотовой связи. Пока в конкурентной борьбе сильнее позиции у национального решения: доля Baidu составляет 60%, у Google – лишь 26%.
Лучшую относительную динамику за последние месяцы демонстирует Netease – китайская компания, занимающаяся онлайн-играми. Несмотря на кризис, капитализация игрока выросла до исторического максимума - $3,45 млрд (половина рыночной стоимости «Вымпелкома»). Причиной бурного роста стала новость о выходе на биржу другого китайского разработчка - Changyou.com. Рынок IPO сейчас переживает очень сложное время, поэтому состоявшееся удачное размещение способно положительно повлиять и на оценку рыночной стоимости Netease. Впрочем, и сама компания демонстрирует сильные финансовые результаты - показатели рентабельности составляют фантастические 73%. Netease также может похвастаться крепким финансовым положением – долг у компании отсутствует, а свободные денежные средства на конец прошлого года составляли $823 млн.
Акции Netease (красный цвет) и Akamai демонстрируют положительную динамику
Таким образом, несмотря на кризис, интернет-компании предлагают своим акционерам массу возможностей для роста. По всему миру сохраняются перспективные ниши для развития бизнеса. Исходя из анализа поведения инвесторов в прошлые годы, сигналы выздоровления интернет-сектора в США способны привести к росту оценки стоимости интернет-компаний и на развивающихся рынках.
Российский интернет-бизнес находится в более ранней фазе развития по сравнению с американским, - говорит Антон Ворыхалов, аналитик IKS-Consalting. - В России объем рынка растет на 100% в год, в США - на 10%. Поэтому кризис может замедлить темпы роста отечественных интернет-компаний, но общая позитивная тенденция сохранится. С ростом капитализации будет несколько сложнее, но в любом случае ситуация в секторе неплоха на фоне остального рынка».
Источник: www.cnews.ru