Темы дня / Культура Челтелы с блаблафонами

Ключевое слово этой недели – "мобильник". Так, согласно только что проведенному исследованию российских лингвистов и сайта Имхонет, чаще всего называют вошедший в широкое употребление телефонный аппарат.

Другие частотные наименования – "мобильный", "сотовый", "мобила" и "труба". В среду в Институте русского языка РАН на круглом столе собравшиеся говорили о так называемом "мобильном словаре". Это – тема готовящейся диссертации лингвиста Ирины Алхимовой, и вот к какому выводу она пришла:

– Слова и выражения, относящиеся к сфере использования мобильного телефона, уже сформировали достаточно развитую систему. В ней присутствуют как нейтральные слова и обозначения, вроде "мобильный", "пополнить баланс", так и разговорные, просторечные, жаргонные, экспрессивные - "звонильник", "звонилка", "звонарь", "говорильник" и даже "блаблафон". Кроме того, активно образуются неологизмы, произошедшие от названий фирм-производителей – "моторолка", "мотя", "моторчик", "сонька", "ночка", "нокиль" и так далее. Здесь же я хотела упомянуть интересный глагол "билайничать", образованный от основы – названия оператора сотовой связи и суффикса "-ничать", как, например, в словах "кокетничать" или "чаевничать".

Кроме того, было замечено стандартное использование приема одушевления. Так, в речи используются слова с семантикой кормления или голода, условно говоря – "кушать хочет" (заряд заканчивается), "надо покормить телефон" (положить деньги на счет) и так далее. Еще широко используются слова с семантикой смерти, как правило, совсем уж разговорные: "бобик сдох", "батарея при смерти", "телефон скончался".
Многие, говоря "телефон", имеют в виду прежде всего мобильный телефон, а для обозначения стационарного используют различные субстантиваты, вроде "домашний", "городской" и "обычный"

В некотором роде сотовый телефон как понятие вмещает в себя стационарный. Многие, говоря "телефон", имеют в виду прежде всего мобильный телефон, а для обозначения стационарного используют различные субстантиваты, вроде "домашний", "городской" и "обычный".

А теперь слово – психолингвисту Александру Василевичу, ведущему научному сотруднику Института языкознания РАН:

– В моем распоряжении оказались примерно 300 слов, которые были получены от пользователей мобильных телефонов. Моя задача была – сделать какую-то классификацию этих слов. Когда я такую классификацию провел, я сразу увидел что-то до боли знакомое. Некоторое время назад я занимался несколько другой лексикой, и вот эти две классификации удивительным образом совпали. Речь шла о языке алкоголиков. И то, и другое, в сущности, – это специальный язык. Люди имеют самые разные профессии, но их объединяет нечто общее. В одном случае они пьют, в другом случае они интенсивно пользуются телефоном. Если входящие в такую группу людей собираются вместе и обсуждают предмет своей страсти, волей-неволей возникает вот этот самый специальный язык. Речь идет прежде всего о лексике, о том, как именно зарождается лексика, какого типа словах появляются и все такое.

Позволю себе пару примеров не на слова, а ситуацию. Если мы говорим с вами на специальном языке, то у нас возникают некие ситуации, которые ни в какой другой группе не возникают. Например, владелец телефона. Вот владелец автомобиля – это автовладелец, а как назвать владельца телефона? В обычной жизни просто нет такой потребности. А поскольку люди общаются на этом языке, то такая потребность немедленно возникает. Я подозреваю, что то, что я сейчас скажу, – это далеко не единственный вариант, просто я считаю, что материала еще недостаточно, но, тем не менее, варианты очень интересные. Первое слово – "челтел", что расшифровывается как "человек-телефон". Это не просто обладатель (я тоже обладаю телефоном, но я не принадлежу к этой группе, я какой-то другой человек, меня "челтелом" не назовешь), челтел – это фанат телефона. И другое слово – "лаптежник". "Лапоть" – это телефон, потому что есть очень многие телефоны в форме лаптя, и обладатель этого "лаптя" называется "лаптежник". Заметьте, что это не "лапотник", который носит лапти, как в старину говорили, это придумали новое слово с тем же корнем, но чтобы отличить от всего прочего.

Подавляющее большинство упомянутых слов, конечно же, в литературный язык не войдут, но вот "мобильник" уже несколько лет как попал в нормативные словари.

Подготовлено по материалам Темы дня / Культура Челтелы с блаблафонами.


   Почти всегда целью создания сайта является получение прибыли, которая в свою очередь, зависит от его внешнего вида. Статистика говорит, что около 94% людей, при выборе товара, сначала обращают внимание на упаковку, а потом уже на её содержимое. И если эта упаковка не привлекательная и безвкусная, мало кто обратит на нее внимание, и, соответственно, товар не будет пользоваться спросом.
   В случае с интернет, “упаковкой” выступает ваш сайт, а “товаром” - его контент. Если сайт выглядит непривлекательно, то каким бы ценным и нужным не было его содержимое, люди будут обходить его стороной. Наша задача - сделать ваш сайт привлекательным и удобным, чтобы люди чувствовали себя уютно и комфортно, чтоб они возвращались к вам еще и еще. Соответствие между ценой и качеством вас, несомненно, порадуют.
.
   Мы делаем сайты для бизнеса, а не красочную картинку, которая увешена тяжеловесными флэшами и огромными фотографиями.
   Пользователя, когда он попадает на абсолютно любой сайт, прежде всего интересует информация, затем, как реализовать на этом сайте полученную информацию, чтобы было удобно и просто (юзабилити), подбор цветовой гаммы, расположение блоков на странице и многое другое.

   Перед тем, как заказывать создание сайта, рекомендуем прочесть статью А зачем мне (нам) сайт? или Что нужно знать заказчику сайта
Да и вообще, обратите внимание на раздел Статьи о продвижении сайта и бизнеса там вы найдёте ответы на многие вопросы.